О работе консультационного центра (консультационных пунктов) для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в 2020 году.

Права потребителей касаются всех без исключения. Люди ежедневно покупают продукты, товары, пользуются разнообразными услугами и рассчитывают на их высокое качество; на честность, порядочность производителей и продавцов; на гарантии со стороны государства.

Консультационные услуги по вопросам защиты прав потребителей в оказываются в следующих городах Курганской области: г. Курган, г. Шадринск, г. Щучье.

С целью информирования и просвещения граждан по вопросам потребительского законодательства в 2020 году специалистами консультационного Центра и консультационных пунктов проведены следующие мероприятия:

1) разработано 28 информационно-методических материалов для жителей Курганской области.

2) подготовлено и размещено в средствах массовой информации 32 публикации по вопросам защиты прав потребителей;

3) проведено 5 «горячих линий» по вопросам защиты прав потребителей на наиболее интересующие потребителей темы.

В уходящем 2020 году в Консультационный центр для потребителей за правовой поддержкой обратилось более 2700 человек. 

Наиболее частые поводы для обращения: отказ в возврате денег за некачественный товар; обмен качественных товаров; возврат товара приобретенного дистанционным способом; нарушение сроков исполнения услуг и работ.

Наиболее распространены жалобы на качество сложной бытовой техники (в т.ч. мобильных телефонов), мебели и обуви.

При этом, следует обратить внимание на положительную динамику относительно сроков рассмотрения дел в судах, в связи с чем судебная защита прав потребителей стала доступнее и реальнее. Если ранее срок рассмотрения дела в суде составлял от 6 месяцев до года, то в 2020 году продолжительность сократилась до 4-6 месяцев.

В 2020 году специалистами КЦ и КП ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» оказана помощь по составлению 146 проектов документов, из них: 102 – претензии, 44 – исковых заявлений.  В общей сложности, благодаря помощи специалистов взыскано свыше 1 млн. рублей.

Судебные дела, которые сопровождаются специалистами – достаточно стандартная практика, связанная с защитой прав потребителей. Однако одновременно следует отметить, что специалисты КП и КЦ не оказывают услуги в сфере представительства в суде. Однако, это не означает, что потребители, которые обращаются за помощью остаются без поддержки. Специалистами проводится работа с каждым обратившимся потребителем в индивидуальном порядке: даются разъяснения по вопросам защиты прав потребителей, рекомендации и разъяснения алгоритма действий в каждой конкретной сложной ситуации, в которой оказался потребитель и с которой он обратился за помощью.

Во многих случаях проводится досудебное урегулирование конфликта, что существенно сокращает время удовлетворения требований потребителей. В других спорных ситуациях специалисты Консультационного центра готовят исковые заявления и документы для подачи в суд.

В практике дел, которые завершены в пользу потребителей на стадии досудебного урегулирования в 2020 году – мировое соглашение по спору возникшему между собственником квартиры, Управляющей компанией и собственником - виновником в заливе квартиры и причинении материального вреда.

Несмотря на то, что доказательная база по возникшему спору практически отсутствовала – истец не собирала должным образом акты и документы о заливе своей жилплощади, специалисту Консультационного центра удалось доказать вину соседа сверху и путем переговоров добиться заключения мирового соглашения с Управляющей компанией, собственником жилья-виновного в причинении материального ущерба и обратившимся собственником пострадавшей квартиры на общую сумму 350000 руб.

При этом, срок, в течение которого удалось урегулировать возникший спор в досудебном порядке, был значительно снижен, как если бы дело рассматривалось судом.

Нельзя не отметить, что на работу КЦ И КП, на ее структуру и способы оказания консультационных услуг огромное влияние в 2020 году оказало распространение новой коронавирусной инфекции. Это привело к серьезному изменению уклада нашей жизни. Устоявшиеся формы коммуникаций претерпели значительную коррекцию и на первое место вышли дистанционные способы связи.

Пандемия коронавируса вынудила организовывать работу таким образом, чтобы минимизировать вероятность заражения работников учреждений, а также граждан-получателей бесплатной юридической помощи, которые, как правило, являются лицами старше 65 лет и попадают в группу риска.

Если в предшествующие годы наиболее значимыми для потребителя были вопросы качества товаров и услуг; способы, основания и сроки возврата  качественного/некачественного товара, то в 2020 году на первое место вышли вопросы, связанные с оказанием услуг в сфере туризма, а так же правила оказания услуг и гарантии потребителям в сфере  дистанционных продаж.

Пандемия закончится, а жизнь продолжается…

И сегодня с уверенностью можно сказать, что все специалисты КЦ и КП ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», прикладывают максимальные усилия для того, что жизнь людей вокруг строилась на принципах законности и справедливости, права и свободы человека и гражданина были защищены, в необходимых случаях людям предоставлялась высококачественная бесплатная  юридическая помощь.